Внимание! Объявлена тема обучающей олимпиады по географии 2010 г. "Источники географической информации"
Команда "Глонас" в новом составе будет представлять нашу школу.
Календарь ДООГ-2010 (2009-10 учебный год)
@ 15 декабря – 18 января – Регистрация участников олимпиады
@ 19 января – 25 января – Регистрация команд организаторами в листе рассылке.
@ 26 января – 9 февраля – Конкурс приветствий (см. задание http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=281&Itemid=130)
@ 9 февраля – 24 февраля – Обучающий тур
@ 25 февраля - 7 марта - Самостоятельная проверка результатов обучающего тура
@ 12 февраля – 4 апреля - Практический тур
@ 16 февраля – 30 марта - Семинар для учителей географии
@ 10 марта – 30 марта – Конкурсный тур
@ 31 марта – 13 апреля – Перекрёстная проверка результатов конкурсного тура
@ 30 апреля – Подведение итогов
14.01.2010. Сегодня прошло первое активное собрание, в несколько этапов. Сначала новенькие (10 классы) пытались понять "куда они попали" и "что им за это будет", а 11 классы были "безумно" рады лишней возможности пообщаться в неформальной обстановке. Первое задание получено! Надо подготовить приветствие.
P.S. наша команда зарегистрирована под номером 043.
8.02.2010.
УРА! Составили приветствие командам. В нем мы старались отобразить особенности нашего города. Получилось или нет смотрите сами.
Приветствие командам.
1. id 043
2. Глонасс
3. Ирина Витальевна Ожогина
4. Юля Кулькова
5. "Глонасс" - команда опытных
Мальчишек и девчат,
Участвует в олимпиаде
Уже не в первый раз.
Нас семеро участников,
И каждый индивид,
Спроси об увлечениях,
Вас каждый удивит.
2. Глонасс
3. Ирина Витальевна Ожогина
4. Юля Кулькова
5. "Глонасс" - команда опытных
Мальчишек и девчат,
Участвует в олимпиаде
Уже не в первый раз.
Нас семеро участников,
И каждый индивид,
Спроси об увлечениях,
Вас каждый удивит.
Весь состав перечисляем:
Дима, Саша и Минас,
Арпине, Тимур и Женя,
Юля - капитан у нас.
Мы вместе сможем выдержать
Все трудности борьбы,
Оставив всех соперников
Возможно позади.
Люди поверьте, пожалуйста, нам -
Хорошее место есть на Земле,
Здесь улыбаются все и всегда -
Взрослые и дети, солнце и вода.
Страна, в которой мы живем - Россия!
Ее частичка - город наш родной,
Зовут его Камышин, славный, милый,
Мы любим его сердцем и душой.
В музее окунемся в мир событий,
Что в городе родном произошли,
Мы сделали здесь множество открытий
В предметах и преданьях старины.
Терпеливо горы-Уши
Тайны прошлых лет хранят,
Вокруг волжские просторы -
Им конца и края нет.
Стенька Разин здесь бывал
Пугачев здесь суд свой правил,
И, конечно ж, Петров Вал
Петр Первый здесь оставил.
Нам тайны ветра все припомнят,
Что было в прошлом не вернешь назад,
Как медный арбуз по воле Петра
Украшал городской магистрат.
Здесь великие выросли люди,
Маресьев родился и жил,
Мартынов Евгений когда-то
По родным переулкам бродил.
Пусть из года же в год процветает
И становится краше наш дом,
Наш родной и любимый Камышин,
Дом, в котором мы вместе живем.
6.Глонасс, id 043, Волгоградская область, г. Камышин
URL:
http://14geografi.ucoz.ru/index/uchastniki_distancionnoj_obuchajushhej_olimpiady_po_geografii_2010/0-7
URL:
http://14geografi.ucoz.ru/index/uchastniki_distancionnoj_obuchajushhej_olimpiady_po_geografii_2010/0-7
9.02.2010.
ОБУЧАЮЩИЙ ТУР.
Внимание!
Вопросы обучающего тура Дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ-2010)
1. Прочитайте описание маршрута. Составьте на его основе план.
Ответьте на вопросы.
а). Какой масштаб для плана вы выбрали? Почему?
б). Какие виды условных знаков вы использовали?
в) Туристы, следовавшие по данному маршруту, два раза останавливались и разбивали лагерь. Как вы думаете, где были устроены лагеря? Почему?
Маршрут начался от автобусной остановки около шоссе, тянущегося с севера на юг. От шоссе он прошел по извилистой грунтовой дороге через луга по азимуту 270° до кромки елового леса, находящегося в 5 км от шоссе. Кромка леса вытянута с севера на юг. Вдоль кромки леса тянется линия электропередач. В лесу: по просеке 3500 м по азимуту 230° до домика лесника, расположенного у родника. Далее по тропинке еще 4 км на запад до восточного берега озера Гусиное. Озеро круглое, диаметром 2 км. С северо-запада в озеро впадает река Быстрая. Северный берег озера зарос редким лесом, остальные берега песчаные.
2. Установите соответствие населенного пункта, его координат и годового хода температуры. Для каждого пункта постройте график годового хода температуры.
а) Установите соответствие населенного пункта и его географических координат.
а. Архангельск 1. 64º с.ш и 22 º з.д.
б. Баренцбург 2. 72º ю.ш. и 97 º в. д.
в. Восток 3. 65 º с. ш. и 41 º в. д.
г. Рейкьявик 4. 78 º с.ш. и 14 º в. д.
б) Постройте графики годового хода температуры для населенных пунктов, представленных в таблице.
1. Прочитайте описание маршрута. Составьте на его основе план.
Ответьте на вопросы.
а). Какой масштаб для плана вы выбрали? Почему?
б). Какие виды условных знаков вы использовали?
в) Туристы, следовавшие по данному маршруту, два раза останавливались и разбивали лагерь. Как вы думаете, где были устроены лагеря? Почему?
Маршрут начался от автобусной остановки около шоссе, тянущегося с севера на юг. От шоссе он прошел по извилистой грунтовой дороге через луга по азимуту 270° до кромки елового леса, находящегося в 5 км от шоссе. Кромка леса вытянута с севера на юг. Вдоль кромки леса тянется линия электропередач. В лесу: по просеке 3500 м по азимуту 230° до домика лесника, расположенного у родника. Далее по тропинке еще 4 км на запад до восточного берега озера Гусиное. Озеро круглое, диаметром 2 км. С северо-запада в озеро впадает река Быстрая. Северный берег озера зарос редким лесом, остальные берега песчаные.
2. Установите соответствие населенного пункта, его координат и годового хода температуры. Для каждого пункта постройте график годового хода температуры.
а) Установите соответствие населенного пункта и его географических координат.
а. Архангельск 1. 64º с.ш и 22 º з.д.
б. Баренцбург 2. 72º ю.ш. и 97 º в. д.
в. Восток 3. 65 º с. ш. и 41 º в. д.
г. Рейкьявик 4. 78 º с.ш. и 14 º в. д.
б) Постройте графики годового хода температуры для населенных пунктов, представленных в таблице.
в) Установите соответствие между населенными пунктами части а) и годовым ходом температур части б).
г) Используя график годового хода температур, дайте не описание, а характеристику климата Архангельска.
3. Проанализируйте пять изображений природных зон Земли из космоса (скачать архив изображений, .zip, 2.2 Mb, http://geo.metodist.ru/doog/2010/obuch/space_image.zip).
Разместите эти изображения в определенном порядке с учетом географической закономерности?
Запишите имена файлов изображений в выбранном Вами порядке.
На основании какой закономерности Вы распределили космоснимки именно так?
Чем объясняется эта закономерность?
Перечислите не менее двух признаков для каждого космоснимка, по которым Вы определили его место в выбранном Вами порядке.
4. Прочитайте отрывок из книги Давида Львовича Арманда "Как измерили Землю" (М.: Детиздат, 1940).
«В 827 году два арабских астронома, Халиб-ибн-Абдул-Малик и Али-ибн-Иса, с группой помощников пришли на гладкую, как стол, пустынную равнину Синджар в северной Месопотамии. Они измерили высоту Полярной звезды и, разделившись, разошлись - на север и на юг. Обе партии шли и измеряли пройденный путь шестами. Северная партия остановилась тогда, когда Полярная звезда оказалась на 1° выше, чем вначале, южная - когда она оказалась на столько же ниже.
Таким образом, каждая партия отошла от начальной точки вдоль меридиана на 1° широты и измерила длину дуги, соответствующей этому градусу. Потом астрономы вновь сошлись, чтобы сравнить результаты. Результаты почти совпали. Длина одного градуса оказалась равной 56 2/3 арабской мили.
Мы не можем проверить точность их работы, так как не знаем достоверно, чему равнялась арабская миля. В одной старинной рукописи сказано, что она равна 4000 локтей, локоть же равен ширине 8 кулаков, кулак - ширине 4 пальцев, палец - толщине 6 ячменных зерен, а ячменное зерно - толщине 6 волос с ослиной морды.
Современным ученым, пожелавшим хоть приблизительно проверить точность вычислений арабов, пришлось заняться стрижкой ослов. Из многочисленных измерений ими было установлено, что толщина волоса с ослиной морды равна 0,(4) мм (ноль четыре десятых в периоде). Если за одиннадцать веков ослы не стали более или, наоборот, менее грубошерстными, длина земной окружности по арабскому измерению оказывается равной: 0.(4)*6*6*4*8*4000*56.(6)*360/1000*1000=41.799 км
Прекрасный результат для того времени!»
Выделите основные этапы исследований, проведенных в древности и в наши дни.
Определите цель каждого из этих исследований.
Установите методы исследования, применённые на каждом этапе.
Назовите источники информации, которые использовали исследователи в древности и в наши дни.
5. Несмотря на то, что человек в большей степени «существо оседлое», но страсть к перемене мест им все-таки движет. И причины для этого могут быть самые разные: начиная от перемены места жительства (страны, города, населенного пункта) до поездки на работу, в школу, на каникулы; равно как частота поездок и их продолжительность.
Предлагаем вам провести небольшое исследование территориальной подвижности разных поколений.
Силами членов команды организуйте социологический опрос, но так, чтобы его результаты были более или менее репрезентативными (т.е. соответствующими действительности).
Цель опроса – выяснить территориальную подвижность людей разных поколений: поколения ваших дедушек и бабушек, поколения ваших родителей и вашего поколения (членов команды).
Составьте перечень вопросов для социологического опроса.
Проанализируйте полученные данные с составлением таблицы.
Сделайте выводы об особенностях территориальной подвижности людей разных поколений, аргументируя различия, которые вы обнаружили.
6. Известный русский историк Василий Осипович Ключевский в цикле лекций «О русской истории» анализирует природу Русской (Восточно-Европейской) равнины.
Ниже приведены выдержки из лекции В.О. Ключевского о некоторых особенностях природы Русской равнины, повлиявших в той или иной степени на историю русского народа.
О каких природных особенностях идёт речь? Каким образом они могли влиять на жизнь и уклад русских людей?
Дайте их географическую характеристику в форме тезисов, каждый их которых должен состоять из одного – двух предложений (предложения могут быть сложносочинёнными с подчинением).
1. «Однообразие – отличительная черта её поверхности. Одна форма господствует почти на всём её протяжении…»
2. «Ветры, беспрепятственно носясь по всей равнине и мешая воздуху застаиваться, сближают в климатическом отношении места, очень удаленные друг от друга по географическому положению…»
3. «… и никакая другая особенность нашей страны не оказала такого разностороннего и глубокого и вместе с тем столь заметного действия на жизнь нашего народа, как … речная сеть Европейской России»
4. «Различием в составе почвы разных частей равнины с неодинаковой растительностью определялись особенности народного хозяйства, вырабатывались местные экономические типы, смотря по тому, на какой полосе … сосредоточивалась главная масса русского населения.»
5. «В черноземных и песчанистых местах России есть два явления, которые благодаря человеческой непредусмотрительности стали географическими особенностями нашей страны, физическими её бедствиями…».
Приступаем к поиску ответов!!!
Задание практического тура ДООГ-2010.
Судьбы города, прежде всего, определяются его географическим положением.
Из путеводителя по Москве 1917 года
В дистанционной обучающей олимпиаде по географии 2010 года принимают
участие команды как городских школ, так и сельских. Расположение любого
города или села не случайно. Почему люди когда-то выбрали именно это
место для жизни?
1. Пользуясь различными источниками информации, определите причины,
способствовавшие возникновению вашего населенного пункта.
2. Дайте характеристику современного положения вашего населенного
пункта: физико-географического, экономико-географического,
транспортно-географического, культурно-географического,
эколого-географического.
3. Менялось ли географическое положение вашего населенного пункта во
времени? Если да, то в какие периоды и под влиянием каких причин?
Ответы на вопросы практического тура должны быть представлены в
двух формах:
1) текст, объем которого не должен превышать 1/2 страницы, написанной 12
кеглем через 1 интервал;
2) схема, на которой отражены все особенности географического положения
вашего населенного пункта и его изменение во времени.
******************************
2) Отчет о выполнении задания.
Практическое задание всегда предполагает элемент исследовательской
деятельности, в котором члены команды должны проявить аналитические
способности, логику и креативность мышления на основе тех данных,
которые вы получили при его выполнении.
Но в нашем случае важно не только собрать материал из разных источников
информации, сделать выводы, но и написать текстовый отчет, т.е.
предъявить коммуникативный навык - написать так, чтобы это было
коротко, понятно, грамотно, аргументировано, логично.
Отчет состоит из двух частей:
- текстовая часть,
- схема.
Наши ответы на обучающий тур.
Судьбы города, прежде всего, определяются его географическим положением.
Из путеводителя по Москве 1917 года
В дистанционной обучающей олимпиаде по географии 2010 года принимают
участие команды как городских школ, так и сельских. Расположение любого
города или села не случайно. Почему люди когда-то выбрали именно это
место для жизни?
1. Пользуясь различными источниками информации, определите причины,
способствовавшие возникновению вашего населенного пункта.
2. Дайте характеристику современного положения вашего населенного
пункта: физико-географического, экономико-географического,
транспортно-географического, культурно-географического,
эколого-географического.
3. Менялось ли географическое положение вашего населенного пункта во
времени? Если да, то в какие периоды и под влиянием каких причин?
Ответы на вопросы практического тура должны быть представлены в
двух формах:
1) текст, объем которого не должен превышать 1/2 страницы, написанной 12
кеглем через 1 интервал;
2) схема, на которой отражены все особенности географического положения
вашего населенного пункта и его изменение во времени.
******************************
2) Отчет о выполнении задания.
Практическое задание всегда предполагает элемент исследовательской
деятельности, в котором члены команды должны проявить аналитические
способности, логику и креативность мышления на основе тех данных,
которые вы получили при его выполнении.
Но в нашем случае важно не только собрать материал из разных источников
информации, сделать выводы, но и написать текстовый отчет, т.е.
предъявить коммуникативный навык - написать так, чтобы это было
коротко, понятно, грамотно, аргументировано, логично.
Отчет состоит из двух частей:
- текстовая часть,
- схема.
Наши ответы на обучающий тур.
Вопрос 1.
1. При выборе масштаба мы сразу прикинули сколько в см. на листе нам нужно отметить пройденный маршрут. Мы выбирали масштаб 1:1000 или 1:500, но остановились на 1:1000, потому что он в полной мере отобразил весь пройденный путь на форматном листе.
2. Мы использовали следующие виды топографических знаков: шоссе, грунтовая дорога, луг, еловый лес, линия электропередач, просека, домик лесника, родник, тропинка, озеро, река, редкий лес, пески. Сами обозначили автобусную остановку. Эти знаки относятся к контурным, линейным, внемасштабным.
3. Привалы были устроены у воды: у родника и озера, т. к. здесь есть питьевая вода.
Вопрос 2.
1. А-3, Б-4, В-2, Г-1.
2. Смотрите на сайте команды: http://14geografi.ucoz.ru/index/uchastniki_distancionnoj_obuchajushhej_olimpiady_po_geografii_2010/0-7
3. а-Б, б-Г, в-А, г-В.
4. По графикам годового хода температур можно определить, что климат Архангельска умеренный, об этом говорят зимние (январь -12)и летние (июнь +15) температуры. Город расположен в области умеренно-континентального климата.
Вопрос 3.
Снимки мы расположили в следующем порядке с севера на юг:
1. gyd.jpg - местность покрытая сплошным льдом, с учетом высоты съемки местности (23,57 км.)и высотой местности (301 м.) мы предположили, что эта большая по площади местность расположена на севере.
2. vcx.jpg - с большой высоты съемки местности (41,45 км.) видны извилистая река и множество мелких озер-черных пятен, практически отсутствует растительность.
3. lkj.jpg - с небольшой высоты съемки местности (1,23 км.) видно что это еловый лес с местами вырубки.
4. bmn.jpg - с небольшой высоты съемки местности (8,35 км)видна распаханная местность и овраги.
5. ewq.jpg - с небольшой высоты съемки местности (343 м.) видна пустынная местность, грунтовые дороги.
Вопрос 4.
Этапы проведенных исследований в древности:
1. Цель -измерить и точно определить длину меридиана в 1 градус. Сопоставить данные измерений южной партии и северной партии, придя к единому выводу.
2. Источники информации: природные- полярная звезда, подручные средства -шест, определенной длины, плоская местность. Сравнение полученных данных двумя группами.
Этапы современных проведенных исследований:
1.Цель- установить длину арабской мили, по источникам древних рукописей и путем расчета. Сравнить полученные данные с современными.
2. Источники информации: древние рукописи, измерение толщины волос ослиной морды (кстати можно было обойтись и ячменным зерном, предполагая, что оно тоже не очень изменило свою толщину). Сравнение полученных данных древними арабскими астрономами и современные данные.
Вопрос 5.
Для проведения опроса мы взяли разные возрасты: от 0 до 15 лет, от 15 до 50 и от 50 до 100...т.е. с учетом молодого поколения, их родителей и бабушек, дедушек. Вопросы: 1. Где вы родились? 2. В каком возрасте переехали в наш город (для тех, кто родился в другом городе). Причины переезда. 3.Сколько вы проживаете в нашем городе? 4. Собираетесь ли жить дальше в нашем городе?
Результаты вы можете увидеть в таблице на нашей страничке в Интернете: http://14geografi.ucoz.ru/index/uchastniki_distancionnoj_obuchajushhej_olimpiady_po_geografii_2010/0-7
Вопрос 6.
Здесь говорится о Восточно-Европейской равнине и ее природных особенностях: рельефе, климате, речной системе, деятельности человека и проблемах сопровождающих ее. Сначала мы сами продолжили ответы, а топом нашли правильные в Интернете. Наши мысли совпали, были неточности в формулировке ответов.
Отчет по обучающему туру:
Организационная работа команды.
1. На первом собрании все вопросы были распределены между членами команды, по желанию. Собираясь 2 раза в неделю каждый отчитывался по своему вопросу, что он нашел, что еще не додел, какие проблемы. Слушали, что могут другие члены команды подсказать по каждому вопросу.
2. Капитан команды, Юлия, собирала сведения со всех членов команды и назначала время очередной встречи, отвечала за своевременое прибытие всех членов команды на заседания.
3. В нашей работе нам помогала учитель географии Ожогина Ирина Витальевна так как являясь учащимися 10-11 класса нам было несколько сложно вспомнить пройденный материал предыдущих классов, какие вопросы из какого класса. А с интернетом совсем не было проблем.
4. Роль технического консультанта выполняла все таже Ожогина Ирина Витальевна, которая помогла с картами Googlе, а в остальных нюансах мы разобрались сами.
5. Организационные трудности возникали только по времени сбора команды, по содержанию трудности вызвал 4 вопрос, технические трудности были связаны с листом рассылки в Googlе.
Результаты работы команды с заданием обучающего тура
1. Обязанности были распределены следующим образом: по первому вопросу Евгения Липантьева И Александр Батяркин провели конкурс среди шестых классов. Лучшие работы были отмечены грамотами. Юлия Кулькова и Акопян Арпине составив вопросы по 5 заданию провели его среди учащихся 5 классов, сделали анализ проведенной работы.Над вторым вопросом работал Батяркин Алескандр и Акопян Минас. Над шестым вопросом работали Юлия Кулькова и Акопян Арпине. Над третьим вопросом работал Александр Толстиков и Акопян Минас. Над 4 вопросом работала вся команда.
2. Во время работы над вопросами обучающего тура была организованна индивидуальная и груповая работа. Для промежуточного обсуждения результатов члены команды собирались по группам, обсуждая свои вопросы. Потом вопросы обсуждались всеми членами команды.
3. В основном мы искали ответы в Интернете (вопрос 3, 4, 6) а также нам понадобились сведения из атласа 6 класса для построения плана местности (вопрос 1), программа М.О. Ехеl для построения графика (вопрос 2). А также мы провели опрос учащихся (вопрос 5).
4. Мы оцениваем работу своей команды на отлично, так как участники нашей команды дружные, самоорганизованные.
5. Наша команда по результатм обучающего тура набрала 9 баллов, т. к были неточности в 4 вопросе.
1. На первом собрании все вопросы были распределены между членами команды, по желанию. Собираясь 2 раза в неделю каждый отчитывался по своему вопросу, что он нашел, что еще не додел, какие проблемы. Слушали, что могут другие члены команды подсказать по каждому вопросу.
2. Капитан команды, Юлия, собирала сведения со всех членов команды и назначала время очередной встречи, отвечала за своевременое прибытие всех членов команды на заседания.
3. В нашей работе нам помогала учитель географии Ожогина Ирина Витальевна так как являясь учащимися 10-11 класса нам было несколько сложно вспомнить пройденный материал предыдущих классов, какие вопросы из какого класса. А с интернетом совсем не было проблем.
4. Роль технического консультанта выполняла все таже Ожогина Ирина Витальевна, которая помогла с картами Googlе, а в остальных нюансах мы разобрались сами.
5. Организационные трудности возникали только по времени сбора команды, по содержанию трудности вызвал 4 вопрос, технические трудности были связаны с листом рассылки в Googlе.
Результаты работы команды с заданием обучающего тура
1. Обязанности были распределены следующим образом: по первому вопросу Евгения Липантьева И Александр Батяркин провели конкурс среди шестых классов. Лучшие работы были отмечены грамотами. Юлия Кулькова и Акопян Арпине составив вопросы по 5 заданию провели его среди учащихся 5 классов, сделали анализ проведенной работы.Над вторым вопросом работал Батяркин Алескандр и Акопян Минас. Над шестым вопросом работали Юлия Кулькова и Акопян Арпине. Над третьим вопросом работал Александр Толстиков и Акопян Минас. Над 4 вопросом работала вся команда.
2. Во время работы над вопросами обучающего тура была организованна индивидуальная и груповая работа. Для промежуточного обсуждения результатов члены команды собирались по группам, обсуждая свои вопросы. Потом вопросы обсуждались всеми членами команды.
3. В основном мы искали ответы в Интернете (вопрос 3, 4, 6) а также нам понадобились сведения из атласа 6 класса для построения плана местности (вопрос 1), программа М.О. Ехеl для построения графика (вопрос 2). А также мы провели опрос учащихся (вопрос 5).
4. Мы оцениваем работу своей команды на отлично, так как участники нашей команды дружные, самоорганизованные.
5. Наша команда по результатм обучающего тура набрала 9 баллов, т. к были неточности в 4 вопросе.
Ответы от организаторов конкурса.
Вопрос 1.
а) Выбор масштаба зависит от размеров листа бумаги, на котором вы собираетесь изображать план. Чтобы план свободно располагался на листе формата А4, лучше выбрать масштаб 1:100 000 (численный), или в 1 см – 1000 м (именованный). Этот масштаб удобен еще и тем, что не приходится совершать сложных вычислений, переводя расстояния на местности, в сантиметры. Можно выбрать и более крупный масштаб, но тогда план нужно строить на листе бумаги больше, чем А4.
б) При построении плана используются следующие виды условных знаков: масштабные контурные (лес, луг, озеро, пески, редколесье), масштабные линейные (шоссе, грунтовая дорога, просека, тропинка, река, линия электропередач), внемасштабные (родник, домик лесника), пояснительные (видовой состав леса).
в) Лагерь целесообразнее всего разбивать у источника воды, поэтому самые подходящие места – это домик лесника у родника и берега озера Гусиное. Место неблагоприятное (влияние электромагнитных полей).
Вопрос 2.
а)
А. Архангельск
3. 65º с. ш. и 41º в. д.
Б. Баренцбург4. 78º с.ш. и 14º в. д.
В. Восток 2. 72º ю.ш. и 97º в. д.
Г. Рейкьявик 1. 64º с.ш и 22º з.д.
в)
а. Архангельск Б
б. БаренцбургГ
в. Восток
А
г. РейкьявикВ
г) Характеристика отличается от описания тем, что в ней не только констатируются факты, но и даются их объяснения, выявляются причинно-следственные связи.
График годового хода температуры в Архангельске свидетельствует о том, что в городе четко выражены времена года: умеренно-холодная зима (сред. температура января -12 ºС) и относительно теплое лето (сред. температура июля +15 ºС). Это говорит о том, что климат Архангельска умеренный. Данные о средних температурах января и июля, а также годовой ход и годовая амплитуда температуры (27 º) указывают на то, что город не может быть расположен в пределах морского, континентального, резко континентального и муссонного климата. Он расположен в области умеренно континентального климата. Средняя температура июля указывает на то, что город расположен на севере области умеренно континентального климата. Это можно проверить, найдя Архангельск на карте по его географическим координатам.
Полную характеристику климата Архангельска можно составить, используя другие источники информации.
Вопрос 3.
gyd.jpg – арктическая пустыня, vcx.jpg – тундра, lkj.jpg – тайга, bmn.jpg – степь, ewq.jpg – пустыня. Космоснимки иллюстрирую природные зоны, и их следует расположить с севера на юг (или с юга на север), учитывая географическую зональность. Основные признаки, по которым можно определить природную зону: gyd.jpg – арктическая пустыня. Большая часть территории покрыта снегом и льдом. Хорошо видно покровное оледенение, т.к. языки ледника спускаются к морю. Отсутствуют явные признаки растительности. vcx.jpg – тундра. Обилие небольших по размеру блюдцеобразных озер. Меандрирующие (извилистые) полноводные реки с неглубокими долинами. Разница в растительном покрове в долинах рек и на междуречьях. lkj.jpg – тайга. Большая часть территории покрыта лесом с явно выраженными фрагментами вырубок. Небольшая высота, с которой мы можем рассмотреть поверхность, позволяет заметить острые верхушки деревьев, что говорит о преобладании хвойных видов. bmn.jpg – степь. Главный признак – распаханность территории, она определяется по геометрически правильной нарезке полей. Хорошо видны овраги как часть овражно-балочной сети. Фрагменты лесов расположены в балках. ewq.jpg – пустыня. Отсутствие растительности. Цвет проселочной дороги совпадает с цветом грунта, что говорит о чрезвычайно незначительном плодородном горизонте почвы.
Вопрос 4.
1. Исследования в древности. Основные этапы: 1) Наблюдение и измерение на местности. Цель – установить длину меридиана равную одному градусу. Источник информации – природные объекты (положение звезд, ровная поверхность пустыни, которая позволила точно отмерить необходимое расстояние). 2) Сравнение результатов исследования северной и южной партий арабских астрономов, расчет длины одного градуса по меридиану. Цель – получить точные результаты. Источник информации – результаты наблюдений и измерений северной и южной группы. Современные исследования. Основные этапы: 1) Исследование древних рукописей. Цель – установить величину арабской мили. Источник информации – старинные рукописи. 2) Наблюдение и измерение волос с ослиной морды. Цель – установить толщину волос на морде ослов. Источник информации – природные объекты. 3) Расчет длины дуги меридиана равной одному градусу в километрах и расчет земной окружности по меридиану. Цель – определить длину дуги меридиана в 1º. Источник информации – результаты исследований древних арабских астрономов и исследования современных ученых.
Вопрос 5.
Выполнение пятого задания условно разделялось на три этапа: 1. Составление анкеты для исследования территориальной подвижности населения. В широком смысле под территориальной подвижностью понимается все многообразие пространственного движения населения. Сюда включаются не только переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные (в том числе сезонные) работы, поездки в командировки, отпуск и другие перемещения, но и те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта. Оценивать территориальную подвижность населения можно по разным показателям (например, дальность поездок и их частота). На основе этих показателей надо было сформулировать вопросы анкеты. 2. Проведение исследования. Для получения достоверных данных необходимо опросить достаточно большое количество людей (не менее 100 человек) и учесть два параметра: 1) соотношение между мужчинами и женщинами должно быть примерно одинаковым; 2) количество опрошенных по разным возрастам (поколения дедушек-бабушек, пап-мам, ваших сверстников) должно быть одинаковым. 3. Обработка и анализ полученных данных. При формулировании выводов о территориальной подвижности людей различных поколений необходимо указать причины различий (если они есть).
Вопрос 6.
При ответе на этот вопрос, важно понять, что речь идёт о географических особенностях природы Восточно-Европейской равнины - рельеф, климат, внутренние воды (реки), почвенно-растительные зоны, а также об экологических проблемах. При оценивании ответов необходимо учитывать: а) правильную географическую характеристику природных особенностей равнины; б) умение составить короткий географически достоверный текст. Восточно – Европейская (Русская) равнина – одна из крупнейших по площади равнин земного шара - это обширный участок земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью, отдельные участки которого различаются по высоте. На её территории выделяются такие виды равнин: низменности( до 200 м над уровнем моря) и возвышенности, абсолютная высота которых от 200 до 500 м. Равнинность способствовала передвижению народов из Азии в Европу и обратно, формированию русского народа. Равнинность рельефа способствуют проникновению арктических воздушных масс далеко на юг, тропических с юго-запада и умеренных континентальных воздушных масс с юго-востока - далеко на север, морских умеренных с запада далеко на восток. Это и объясняет достаточно высокие температуры летом на северном побережье в субарктическом поясе и довольно холодные зимы на юге Русской равнины и смягчает климаты территорий, отдаленных от побережья Атлантического океана. Речная сеть большей части Восточно-Европейской (Русской) равнины отличается густотой, что способствовало тому, что наши предки могли использовать волок для перехода из одной речной системы в другую, а позже соединять реки каналами. Такие особенности речной системы способствовали освоению и исследованию территорий, расселению населения, развитию торговых отношений и т.д. Наиболее активно земледельческое освоение территорий велось на юге, в лесостепной и степной полосе, в зоне распространения чернозёмов. В лесной зоне, где почвы менее плодородные, требовались постоянные мелиоративные мероприятия - внесение удобрений, защита полей от зарастания, расчистка от камней и валунов. Развивалось очаговое подсечно-огневое земледелие, животноводство, лесной промысел и разнообразные ремёсла. В южных районах России неправильная распашка полей приводит к образованию овражной сети под влиянием временных водотоков, а также выдувание лёгких песчаных почв при сильных ветродуях, или перенос и развевание неукреплённых песков из одних районов в другие.
Вопросы конкурсного тура
Вопрос 1.
В 2014 году в России, в городе Сочи, впервые пройдет зимняя олимпиада. Давайте представим себе путеводитель для гостей олимпиады. В нем, без сомнения, должны быть карты. Какие способы картографического изображения нужно использовать для создания перечисленных ниже карт?
Первая карта: «Олимпийские объекты». Сведения даны по четырем районам Сочи - Адлерскому, Лазаревскому, Хостинскому и Центральному. Показан процент соревнований, проходящих на территории каждого района, по отношению к общему числу соревнований в рамках олимпиады. Обозначены все олимпийские объекты (здания и территории), путь до них.
Вторая карта: «Размещение гостей олимпиады». Сведения даны по четырем районам Сочи - Адлерскому, Лазаревскому, Хостинскому и Центральному. Показано количество гостиничных мест разного класса (в пяти-, четырех-, трех- двухзвездочных гостиницах, внекатегорийных гостиницах). Дана средняя стоимость проживания (в рублях) по району за сутки. Обозначены гостиницы, мотели и другие места для проживания. Третья карта: «Климат». Карта содержит данные по месяцу проведения олимпиады – февралю. Показаны средние температуры воздуха, среднемесячное количество осадков, а также число солнечных дней в местах проведения спортивных соревнований.
Какие карты (не более трех), вы бы еще включили в путеводитель? Какую информацию будет содержать каждая из них? Какие способы картографического изображения вы бы использовали при их создании?
Вопрос 2.
Населенные пункты 1 – 7 расположены на одном материке в определенном порядке. Вывод о порядке расположения этих населенных пунктов можно сделать, основываясь на данных об их средних январских и июльских температурах.
Расставьте населенные пункты в том порядке, в котором они расположены на карте, если известно, что:
1) все они находятся примерно на одинаковой высоте над уровнем моря;
2) два из них находятся на берегу разных океанов.
Подробно объясните свой ответ. Назовите материк, на котором расположены населенные пункты. Объясните, на каком основании вы пришли к этому выводу.
Вопрос 3
Китай – страна высокоразвитой земледельческой цивилизации. «Среди 72 занятий народа землепашество над всеми царствует». Исторически в Китае сложилось несколько районов традиционного земледелия.
Самые крупные из них:
· оазисное земледелие;
· зона двух (иногда трёх) урожаев риса;
· зона яровой пшеницы и других зерновых;
· зона смешанных посевов пшеницы и риса;
· зона озимой пшеницы и других зерновых.
Укажите территории Китая, в пределах которых располагается каждый район, определив его географические границы (реки, хребты и т.д.).
Объясните, почему на этих территориях возникла именно такая сельскохозяйственная специализация.
Вопрос 4
В географической науке существует такое понятие как «мировой город». Когда-то к таковым относили культурно-религиозные центры (Рим) или столицы бывших метрополий (Лондон, Париж).
Современная теория мировых городов связана с процессами транснационализации мирового хозяйства. К числу мировых городов самого высокого уровня сегодня относят Нью-Йорк, Лондон, Токио.
Предложите критерии, которым, на ваш взгляд, должен отвечать мировой город. Свои предложения аргументируйте.
Может ли Москва претендовать на роль мирового города? Каким из выделенных вами критериев она отвечает, а каким пока ещё нет?
Вопрос 5
У всякого путешествующего по новой для него стране создаётся её образ под влиянием разнообразных впечатлений: от природы страны, её достопримечательностей, от городов и посёлков, от встреч с людьми, их населяющими и т.д.
Как вы думаете, будет ли образ России одинаковым у иностранца, совершающего своё путешествие с запада на восток (к примеру, от Санкт-Петербурга через Москву и далее до Владивостока) и наоборот по тому же пути с востока на запад?
Какие факторы, на ваш взгляд, окажут наибольшее впечатление на путешественника?
Итогом ваших рассуждений должно стать ЭССЕ об образе России, формирующемся у иностранцев при путешествии с запада на восток и обратно. Объём эссе - от 1/2 до 3/4 страницы, 12 кегль, полтора интервала.
Справка. Эссе (франц. Essai) – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, представляющее в непринуждённой форме общие соображения по конкретному вопросу, заведомо не претендующее на их исчерпывающую трактовку.
Вопрос 6
Крупнейшие реки мира отличаются своей длиной, площадью водосборного бассейна и другими особенностями. Можно ожидать, что чем больше водосборный бассейн реки, тем больше расход воды в реке. Как, например, у реки Амазонки, у которой самая большая площадь бассейна и самый большой среднегодовой расход воды.
Таблица. Данные о некоторых крупнейших реках Земли
Проанализируйте таблицу и сделайте вывод – всегда ли расход воды в реке зависит от длины реки и площади водосборного бассейна. Укажите причины, которые могут объяснить несоответствие площади бассейна реки и её расхода. Укажите, какими источниками информации вы пользовались. Конечным итогом Вашей работы должно стать написанное Вами РЕЗЮМЕ*.
РЕЗЮМЕ (resume) – краткий вывод из сказанного, прочитанного, написанного, прочитанного, заключительный итог.