|
Русский традиционный художественный народный промысел — резьба по кости, возникший в XVII в. в Холмогорах (Архангельская обл.). Холмогорская резьба по кости существует уже около четырёхсот лет. В XVIII в. мода на костяные бытовые изделия — гребни, шахматы, шкатулки, табакерки, чарки, туалетные коробочки, деревянные ларцы-теремки, оклеенные костяными пластинками, часто окрашенными в коричневый, жёлтый или оранжевый цвет, — способствовала расцвету искусства Холмогорской резной кости.
Изделия украшались гравировкой и ажурной резьбой «на проем» (под неё подкладывалась цветная фольга или слюда, что усиливало декоративность). В центре предмета помещалось сюжетное изображение (бытовая или охотничья сцена). Орнамент состоял из веточек, ягод, завитков и зигзагов. В технике высокого и низкого рельефа выполнялись кресты, иконы и другие фигурные изображения, портреты царей на кубках.
Холмогорская резная кость соединяет черты крестьянского и городского искусства. Нидерландские и немецкие образцы, западные гравюры (мастера знакомились в Петербурге с коллекциями) повлияли на мастерство холмогорских резчиков. Во II-й половине XVIII в. местные художники творчески перерабатывают темы профессионального искусства, вводят в орнамент изображения местных животных и растений.
Мастерам данного направления присуще образное и богатое воображение, тонкое ощущение национальных мотивов, их артистично изготовленные поделки вошли в фонд лучших изделий русского декоративно-прикладного искусства. Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши и повседневные вещи. Заказчиками у холмогорских умельцев был не только царский двор, но и монастыри или храмы.
Обобщенность формы и силуэта, симметричность и простота орнамента, применение плоской резьбы характеризуют работы О.X. Дудина, Ф.Я. Лопаткина, Евсея Головина и т.д.
В XIX в. в Холмогорах работали семьи Угольниковых, Калашниковых, Шубиных, но промысел переживал спад. К началу XX в. искусство практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров.
Новый его подъем с 1920-х годов связан с деятельностью таких художников, как А.Е. Штанг, П.П. Черникович, Н.Д. Буторин, В.П. и А.С. Гурьевы. С 1929 г. существует косторезная школа в Холмогорах, в 1932 году была образована Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова. Сейчас она переименована в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова. Возродились навыки ажурной и рельефной резьбы (коробочки, ножи, пудреницы, кулоны из бивней мамонта, зуба кашалота, моржовых клыков и обычной кости).
Центр искусства Холмогорской резной кости — с. Ломоносово близ Холмогор. С 1930-х годов с промыслом связано творчество художников — мастеров костяной миниатюры М.Д. Ракова, С.П. Евангулова.
Подлинного расцвета искусство достигает в начале 1960-х годов, когда в творчество вливается молодое поколение мастеров резьбы. Завоеванием этого времени можно считать природное начало в творчестве, когда стали использоваться менее сложные технически, но гораздо более выразительные мотивы холмогорской резьбы.
Характерной чертой 1990-х годов XX в. является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Это связано с новыми историческими условиями, новым мировоззрением художников. Формируется новый тип мастера современной художественной промышленности, в характере которой совмещается новое и очень хорошо забытое старое. Это выражается в самостоятельно осознанном избирательном отношении к традициям. Традиции очень многообразны и мастер, соотнеся их со своим личным понятием, выбирает наиболее приемлемое для себя, своего понятия о красоте.
Ведущим мастером промысла является член Союза Художников Геннадий Федорович Осипов. Ему присвоено звание заслуженного художника России. Привлекают внимание знатоков и туристов большие ларцы Владимира Николаевича Хабарова. Это мастер, отлично знающий традиции промысла. Ученик Н.Д. Буторина.
Значительными произведениями современной Холмогорской резьбы являются произведения члена Союза Художников в России Виталия Александровича Просвирнина. Его работы экспонируются во многих музеях страны, а так же на зарубежных выставках. Имя этого художника останется в истории промысла.
К последнему десятилетию относится наибольшее количество работ, экспонированных на всевозможных выставках в России и за рубежом, что дает возможность отчётливо представить творчество и выдающихся опытных художников, и самостоятельные шаги молодежи, только вступающей в искусство.
В селе Ломоносово, на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют массовые изделия на продажу и уникальные тематические вещи. Используется традиционный материал: моржовая и мамонтовая кость, а также простая говяжья кость-цевка. Растет новое поколение мастеров. Промысел не стареет. Он молод, и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.
К 290-летию М.В. Ломоносова построено новое помещение для выставочного зала, соответствующее всем нормам музейного дела. По существу здесь экспонируется две выставки: «Сельская картинная галерея» и «Холмогорская резная кость», где экспонируется около 500 уникальных изделий из кости. Эти выставки пользуются большой популярностью у посетителей музея.
Бюро-секретер Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, оклейка, обивка 29x13x9. ГИМ Архангельская губерния. Вторая половина XVIII века.
Ларец «Весенняя песня», 1989 г. Кость. Ажурная, рельефная резьба, тонировка. 24x17x24. Музей Ломоносова. Осипов Геннадий Федорович (род. 1945 г.), заслуженный художник РФ.
Ларец «Петр 1», 1981 г. Кость. Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, тонировка 16,5x10,4x10,4 АОМИИ Резчик Лаврентьев Николай Николаевич (род. 1962 г.) С именем Петра 1 связано строительство парусного флота на верфях Вавчуги, что на правом берегу Двины, напротив Курострова. Поэтому на холмогорских шкатулках и кубках портреты Петра I всегда соседствуют с изображениями кораблей.
Ларец-теремок свадебный Ажурная, рельефная, токарная резьба, гравировка, обивка 32x27x22,5. ГИМ Дерево, моржовый клык, ткань, серебро, бумага. Русский Север. 1770 г. - 1780 г. На крышке и стенках свадебного ларца помещены 33 круглых и овальных медальона с изображениями купидонов, аллегорий дружбы, любви и верности. Эти мотивы, а также тексты мастер скопировал из книги «Символы и эмблемы» (1705 г.)
Ларец - теремок Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ Неизвестный резчик. Москва (?). 1718 г.-1725 г. Ларец-теремок собран из костяных дощечек. На передней стенке вырезаны фигурки Адама и Евы у древа в окружении зверей. На крышке — сцена «Суд царя Соломона». Все остальные плоскости украшены изображениями из иллюстрированного издания «Символы и эмблемы» (1705 г.). Рельефы дополнены гравированными текстами.
Декоративная пластина «Родословие» Моржовая кость, дерево, ткань. Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, обивка 39x41,0x3,5. ГИМ Резчик Шубный Яков Иванович. Холмогоры, 1774 г. На декоративной пластине «Родословие» выполнен 61 портрет. На раме внизу находится подпись резчика, что представляет собой исключительное явление. Изображения военных атрибутом и парусных кораблей напоминают о недавней победе русского флота при Чесме в 1770 году.
Икона «Воскресение и 12 праздников» Бивень мамонта, черное дерево, дерево. Ажурная, рельефная резьба, обивка 55x45. ГИМ Архангельская губерния. Вторая половина XVIII века.
Ваза «Времена года» Слоновая кость (?), дерево, шелк. Токарная, ажурная, рельефная резьба, оклейка. 31,5x13,5x13,5. ГИМ Мастерская Верещагина. Архангельск, 1790 г. В медальонах вазы вырезаны изображения времен года, между которыми из цветочных гирлянд выведены литеры «В», «Л», «О» и «3» (весна, лето, осень, зима). Весь объем разбит на ряд орнаментальных поясов, из которых состоит ваза. Продуманность формы и декора, чистота исполнения свидетельствуют о высоком Профессионализме художника-декоратора, работавшего в стиле раннего классицизма. Виртуозное исполнение резных и токарных работ делало вазу достойной дворцовых интерьеров. По-видимому, в ее изготовлении принимали участие резчики Архангельской мастерской Прокопия Степановича Верещагина — однофамильца или, вероятно, родственника Николая Степановича Верещагина.
Ваза «Океан», 1983 г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 28,5x10,8 АОМИИ Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934 г.), заслуженный художник РФ.
Костяные кубки с крышками
Кубок с портретом императрицы Елизаветы Бивень мамонта. Токарная, рельефная резьба, гравировка, высота 29,5; диаметр основания 9,5 Мастерская Дудина Осипа Христофоровича. Санкт-Петербург (?). 1759 г. - 1760 г.
Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, Великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II Бивень мамонта. Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска, высота 32; диаметр основания 9,6 ГИМ Санкт-Петербург, 1776 г. (?) С середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету.
Скульптура «Петр 1 - победитель шведов» Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка, оклейка 23x19x12. ГИМ Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань Санкт-Петербург (?). 1780 г. - 1790 г. Петр 1 изображен на поле Полтавской битвы. В посвятительной надписи он назван «Отцом Отечества». Резчик создал свою композицию под влиянием памятника Э. М. Фальконе (1782 г.) на основе гравюры Даниила Голяховского (1709 г.). Изображение заднего плана он поместил внизу на подставке.
Цепь ордена Андрея Первозванного Моржовый клык. Ажурная, рельефная резьба, гравировка Общая длина 88 Звенья: 7 х 4,5 и 10 х 6,5. ГИМ Архангельск (?). 1819 г. (?) Цепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней. При ее создании резчик продемонстрировал виртуозное владение техникой ажурной резьбы. Возможно, цепь была сделана к посещению императором Архангельска в 1812 году, но время не сохранило об этом никаких свидетельств. Храмовые иконы этого т отличаются красивым рисунком плоскорельефных вставок и тонкой резьбой ажурных пластин обрамления Их собирали из отдельно вырезанных фигур, которые крепились на деревянную доску.
Шахматы «Царства Нептуна и Берендея». 1976 г. Кость, зуб кашалота, объемная резьба, музей Ломоносова Баландин Владимир Михайлович (род. 1953 г.)
Шахматы изобразительного типа Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска Ладья и конь: 4,5 хЗх 1,8 Король: 8,5x4x2,5 Ферзь: 7,5x3x2 Пешки: 4x1,5x1. ГИМ Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.
Шахматы, 1994 г. Кость. Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка Доска: 48x45,5x9,5 Фигуры: 9 х 3; 6,5 х 3 Собственность автора Юрьев Александр Геннадиевич (род. 1970 г.)
Источники: Текст Фото
Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь» Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба, гравировка 8x12,6. ГИМ Архангельская губерния. 1760 г. - 1780 г.
Гребень «Кружевница» Бивень мамонта.Рельефная резьба, гравировка 6.5x10,8. ГИМ Архангельская губерния. Вторая половина XVIII века Александр Македонский изображен в шлеме, с копьем в руке. За ним — всадники с копьями и трубач. Напротив — войско во главе с индийским царем, на голове которого высокая шапка с пером.
Изображение скопировано с редкой лубочной картинки, где сюжет разъясняли тексты. Кружевница в народном костюме плетет кружево с помощью коклюшек. На обороте гребня вырезано изображение охотника с собаками, стреляющего в птиц. Там же помещен вензель владелицы.
Коробочка «Суд царя Соломона» Моржовый клык, металл. Ажурная, рельефная резьба, гравировка 3x9x5,6. гам Москва (?). Вторая половина XVIII века
Коробочка «Курильщики» Моржовый клык, металл. Ажурная, рельефная резьба, Гравировка 2,5x8x5. Архангельская губерния. 1760 г. - 1770 г.
Коробочка-туфелька Моржовый клык, металл. Объемная, ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка 3x8,7x2. ГИМ Архангельская губерния. 1760 г. - 1770 г.
Коробочка-яйцо Моржовый клык. Токарная, ажурная резьба, гравировка Высота 6; диаметр 4,2. ГИМ Архангельская губерния. 1760 г. - 177(?) г. В коробочке «Суд царя Соломона» резьба в невысоком рельефе на стенках и дне создает таинственное внутреннее пространство, что обогащает впечатление от предмета.
Коробочка-туфелька вырезана модного фасона, с байтом и пряжкой, на каблучке, подбитом гвоздиками. В ней модница держала «мушки» — маленькие кружочки из ткани, которые, по старинной моде, приклеивали налицо, плечи, грудь в виде родинки.
Пасхальные яйца-коробочки имели разные размеры: с голубиное, куриное, лебединое яйцо. По традиции их украшали Холмогорскими завитками-раковинками
Шахматы так называемого абстрактного типа: ферзь, король, конь Бивень мамонта. Токарная резьба, цветная гравировка Архангельская губерния. Середина XVIII века.
Шахматы так называемого смешанного типа: пешка, конь, король, ладья, слон Моржовая кость. Токарная, рельефная резьба, цветная гравировка Архангельская губерния. Вторая половина — конец XVIII века. Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.
Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска, обивка 11,3x11; 11,3x11. гам Архангельская губерния. 1776 г. - 1780 г.
Ларец-теремок свадебный Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, обивка 21,3x37,7x33. ГИМ Архангельская губерния. 1780 г. Стенки и крышка свадебного ларца украшены многочисленными ажурными пластинками, орнаментальными поясами пяти видов, с гравировкой
Фишки карточные «Дама и кавалер», «Львы», «Купидон» Моржовая кость. Ажурная резьба 4,5x6,2x0,2 4,6x6,2x0,2 2,8x3,2x0,2. ГИМ Архангельская губерния. Вторая половина XVIII века.
Гребень свадебный «Повозка, запряженная павлинами» Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба, гравировка 7,4x13,4. ГИМ г. Санкт-Петербург. Последняя четверть XVIII века. Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин».
Рамка для фото «Животный мир» Моржовый клык. Ажурная резьба 13,5x10,5 Резчик Шарыпина Устинья Семеновна (род. 1918 г.). Музей Ломоносова
Кубок «Север» Мамонтовая кость Высота 25; диаметр 9,5 Резчик Синькова Мария Петровна (род. 1920 г.)
Рамка для фото «Поездка» Мамонтовая кость. Резчик Тышова А.Н.
Ваза «Баллада о Севере» Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 26,5x9,6x8 Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934 г.), заслуженный художник РФ.
Кубок «Лесные мотивы». 1977 г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная, объемная резьба 23,5x12,2x9,5
Настольное украшение «Северные мотивы». 1978 г. Моржовый клык. Ажурная, рельефная резьба 11,5 х 50,5 Штанг Анатолий Егорович (1915 г. -1983 г.)
Вазочка «300 лет Санкт-Петербургу». 2003 г. Кость. Ажурная, рельефная резьба 24x5. Собственность автора Шубный С.А. (род. 1970 г.) Коробочка Кость. Ажурная, рельефная резьба. Собственность автора И.В.Хабаров.
Кубок «Петровский флот». 2003 г. Кость. Ажурная, рельефная резьба 28x6x5,5 Собственность автора Новоселова Алла Юрьевна (род. 1956 г.)
Коробочка-репка. 1978 г. Кость. Ажурная резьба 8,5x10,5 АОМИИ Гурьев Александр Степанович (1929 г. -1990 г.)
Ваза «Завиток». 1980 г. Кость. Ажурная резьба 20x15. Музей Ломоносова
Лоток «Ветер». 1982 г. Бивень мамонта. Ажурная резьба 6x11x9 АОМИИ Осипов Геннадий Федорович (род. 1945 г.), заслуженный художник РФ.
Колье-бусы «Каприз». 1996 г. Бивень мамонта. Ажурная резьба; длина 57. Осипов Геннадий Федорович (род. 1945 г.), заслуженный художник РФ.
Украшение для волос «Розы». 2002 г. Кость. Ажурная, рельефная резьба 14,5x5x0,7 Собственность автора Гагаричев Юрий Вениаминович (род. 1969 г.)
Броши «Цветы» Гурьева Э.Л.
Туалетная коробочка «Тюльпаны». 1996 г. Зуб кашалота. Ажурная резьба 8,5x5,7x3,9 Частное собрание Буторин Михаил Николаевич (род. 1969 г.)
Коробочка-репка. 1995 г. Бивень мамонта. Ажурная резьба 5,8x5 Частное собрание Осипов Геннадий Федорович (род. 1945 г.), заслуженный художник РФ.
Коробочка «Птица». 1995 г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная, объемная резьба 12,8x7,2x4,3. АОМИИ
Туалетная коробочка «Птицы». 2001 г. Кость, моржовый клык. Ажурная резьба 6x5x3,8 Частное собрание
Нож «Фантазия». 2003 г. Кость. Ажурная, рельефная резьба 23,5x3,5x3 Частное собрание
Нож для разрезания бумаги. 2002 г. Кость. Ажурная, рельефная резьба 23,5x3,5x3 Собственность автора Норкин Валерий Владимирович (род. 1975 г.)
Ставец «Всем святым» Бивень мамонта. Ажурная, рельефная, объемная резьба
Мироносица «Помоги земле русской». 1992 г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная, объемная резьба
Кубок «Великий Новгород». 1984 г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 23,5x10,8 АОМИИ
Бусы и серьги «Старинные». 1994 г. Кость. Ажурная, рельефная резьба; длина 52; диаметр 1,5 Частное собрание Байкова Алла Юрьевна (род. 1957 г.)
Ваза «Дыхание леса». 1991 г. Моржовый клык. Ажурная, рельефная резьба 21,9x5,8x3,9. АОМИИ Катарин Сергей Николаевич (род. 1970)
Вазочка «Олень». 1994 г. Кость. Ажурная резьба 5 х 5 х 3,5 Частное собрание Новоселов Андрей Валентинович (род.1959 г.)
Вазочка «Ладья». 1993 г. Кость. Ажурная резьба 6,3x5x5,2 Частное собрание
Зачиняев Николай Иванович Икона «Богоматерь Казанская». 1996 г. Бивень мамонта, кость. Ажурная, рельефная резьба 22x15 Коллекция Джона Вуда (США)
Панагия. 2002 г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба, диаметр 11,4 Собственность автора Федухина Ольга Валериевна (род. 1966 г.)
Брошь «Птица». 1996 г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 5x4 Ватлин Василий Тимофеевич (род.1956 г.). Музей Ломоносова
Гребень «В райском саду». 1986 г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 11,5x11,5 Музей Ломоносова
Гребень «Радость». 1995 г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 9,5 х 6,5 Музей Ломоносова
Гребень «Ажурный». 1996 г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 9x6,7 Музей Ломоносова
Ваза «Рябина». 1982 г. Зуб кашалота. Ажурная, рельефная резьба 28x9 АОМИИ Просвирин Виталий Александрович (род. 1929 г.), заслуженный художник РФ.
Ваза «Охотник на уток». 1987 г. Зуб кашалота. Ажурная, рельефная, объемная резьба 24x7,5. АОМИИ
Скульптура «Охота на медведя»
Коробочка «Улетели листья с тополей». 1994 г. Зуб кашалота. Ажурная, объемная резьба 12,3x5x3,7 Частное собрание Маклакова Ирина Ивановна
Коробочка «Фантазии в новогоднем лесу». 1995 г. Зуб кашалота. Ажурная, объемная резьба 11x5,3x3,5 Частное собрание
Коробочка «Отдых на перелете». 1995 г. Кость, моржовый клык. Ажурная, объемная резьба 5x4,4x2,2 Частное собрание
Ваза «Деревья спят». 2002 г. Бивень мамонта, кость. Ажурная, рельефная, резьба 24,6x12,2x11 АОМИИ
Серьги. 1995 г. Бивень мамонта Ажурная резьба, диаметр 2 Галемский Михаил Александрович (род.1959 г.) Частное собрание
Вазочки «Охота». 2002 г. Кость, дерево. Ажурная, рельефная резьба 13x9x5 Собственность автора Мальгин Александр Анатольевич (род.1979 г.)
Гурьев Алексей Александрович (род. 1962 г.) Настольное украшение «Охота на кабана». 2003 г. Зуб кашалота Ажурная, объемная резьба 16,5x7x4 Коллекция Джона Вуда (США) Тема охоты — одна из Наиболее Популярных и современном Холмогорском искусстве. Мастера обращаются как к местной художественной традиции, так и к европейским образцам.
Скульптура «С медвежонком». 1998 г. Бивень слона. Объемная резьба 5x1,5x2 Собственность автора Чернаков Вячеслав Валентинович (род. 1974 г.)
Брелоки «Мужички». 2003 г. Зуб кашалота Чернакова Галина Михайловна (род. 1951 г.)
Вазочка «В малиннике». 1987 г. Кость. Цветная гравировка 8,3x5,4x3,9. АОМИИ
Икона «Димитрий, митрополит Ростовский» Бивень мамонта. Рельефная резьба, гравировка 11,5x9,5x0,5. ГИМ Архангельская губерния. Середина XVIII века.
Икона «Распятие с предстоящими» Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага. Рельефная, ажурная резьба, гравировка 35,2x30x2,5. ГИМ Архангельская губерния. Вторая половина XIX века. Резчик Бобрецов Михаил Никитич
Картина «Прощание с императором Александром 1» Моржовый клык, дерево, фольга, ткань, бумага. Рельефная, ажурная, токарная резьба, гравировка, окраска, оклейка, обивка 36 х 54,5 х 3,5. ГИМ Архангельская губерния. Вторая четверть XIX века. Картина «Прощание с императором Александром 1» в технике накладного рельефа Выполнена по гравюре А. Афанасьева, Появившейся вскоре после Неожиданной смерти Александра 1 в 1825 году.
Коробка для карточных принадлежностей с вензелем «BYM» Моржовый клык, дерево, ткань, бумага, щетина. Токарная, ажурная резьба, оклейка 7x2,5x21.ГИМ г. Санкт-Петербург (?) Первая половина XIX века. С конца XVIII века в карточных наборах предусматривались вкладыши-коробки для колоды карт, фишек четырех карточных мастей. Дорогой набор украшен вензелем владельца.
Коробка для рукоделия Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл. Токарная, ажурная, рельефная резьба 19x31x25. ГИМ г. Санкт-Петербург (?). Конец XVIII века. Коробка для рукоделия имеет несколько отделений для хранения наперстков, ножниц и игольников, костяных катушек. Подобные шкатулки предназначались для узкого круга столичных ценителей и отличались Стилистической чистотой исполнения
Ларчик «Сын помора». 1987 г. Кость. Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка 24x10,4x16,4 Штанг Петр Петрович (род. 1922). Музей Ломоносова Ларчик повторяет пирамидальную форму деревянного памятника М. В. Ломоносову, поставленного на Курострове в XIX веке. На крышке ларца — фигурка юноши, сидящего с книгой, на скатах — рельефные изображения северных пейзажей и виды Санкт-Петербурга, где работал и жил выдающийся ученый
Ларчик Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 8х 12,5x8,4. ГИМ Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?). Конец 17 века. Ларчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке — двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки. Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементам!
Ларчик-подголовник Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага. Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска. Архангельская губерния. XVIII век.
Портрет императрицы Екатерины 2 Бивень мамонта, дерево, кожа, металл. Ажурная, рельефная резьба, гравировка. Рама:18,2х17,7 Пластина: 15,7 х 15 х 0,5. ГИМ Архангельская губерния. 1760 г. Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин».
Прибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ» Моржовый клык, дерево, фольга, бумага. Токарная, ажурная, объемная резьба, обивка, гнутье, оклейка 7,5x29x15,8. ГИМ г. Санкт-Петербург. Конец XVIII — начало XIX века. Кость редко использовали для Изготовления Чернильных принадлежностей, поэтому заказной чернильный набор, Состоящий из подставок для стеклянных флаконов с чернилами и песком, а также из коробочки для перочистки, является по-своему уникальным. Его отличает чистота Выполнения орнаментов, высокое мастерство ажурной резьбы.
Шкатулка для гребня Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага. Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска 4x16x14. ГИМ Архангельская губерния. XVIII век. На крышке шкатулки для гребня вырезана сцена встречи молодых людей. Резчик выявил объем и гравировкой подчеркнул детали костюма и растения фона. Рокайльные завитки служат прихотливым обрамлением фигур, заполняя углы И создавая впечатление пространства. Пластинки Орнаментального обрамления вырезаны из моржовой кости. Чередуются белые (неокрашенные) и зеленые пластины, украшенные растительным орнаментом
| |