Широкое распространение искусство резьбы по кости получило здесь в XVIII—XIX в.; наряду с ним появилась сюжетная гравировка по кости, которая стала использоваться для украшения костяных перекрытий жилищ, сидений и весел праздничных лодок. С начала XX в. на моржовых клыках с помощью контурных линий и штриховки гравировались сцены охоты, бытовые сюжеты. Чтобы придать гравировке красочность, декоративность, в линии втирались черная и красная краски. С XVIII в. из моржового клыка — основного материала промысла — вырезались фигурки животных (главным образом собак и медведей).
Композиции чукотской резной кости величавы, уравновешены, поэтичны, полны внутреннего напряжения. Цветная гравировка ныне наносится на поверхность кости специальным инструментом («коготком») и подцвечивается цветными карандашами. Рисунки, как раньше, посвящены бытовым и сказочным темам, но техника исполнения стала многообразнее и ярче.
История чукотской косторезной школы.
Каждая косторезная школа прошла определенный путь становления. Самая древняя из них возникла на Чукотке более двух тысяч лет назад. Издревле исконным занятием чукчей и эскимосов, живущих на побережье Берингова залива, была охота на морского зверя. Самым лучшим трофеем считался морж, а клыки этого животного служили основным материалом не только для создания предметов охотничьего снаряжения, но и для небольшой по размерам анималистической скульптуры.
Кроме скульптурной резьбы у народов Чукотки существовала гравировка по кости, получившая развитие в конце ХIХ — начале XX века. На отполированной поверхности моржового клыка с двух сторон изображались сцены из жизни чукотского народа, сюжеты легенд и сказаний, драматические моменты охоты и рыбалки.
Несомненный интерес представляет группа произведений чукотского косторезного искусства 1930-х — 1940-х годов. В отличие от русской и восточной резьбы, для нее характерна малорасчлененность объемов, графичность изображения.
В знаменитой уэленской косторезной мастерской, объединившей в 1931 году старых мастеров, работал охотник и оленевод Айе (1877—1945 г.). Произведений Айе сохранилось мало. Одно из них находится в собрании якутского музея и представляет собой объемную многофигурную композицию из двух оленьих упряжек, построенную на спокойном чередующемся ритме. Цветная гравировка подставки логично дополняет сюжетный мотив скульптурной группы, сообщая ей своеобразное изящество.
Традиционное понимание материала позволяет резчику вписать форму ножен в естественный изгиб моржового клыка и украсить гравированным рисунком.
Первые дошедшие до нас памятники чукотской резной кости относятся к I тысячелетию н.э. Это гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов. Многие из них украшены тонкой гравировкой. Основные виды современной чукотской резьбы по кости — мелкая пластика и сюжетная гравировка на моржовых клыках.
С 1930-х годов известны имена лучших мастеров уэленской мастерской — Вуквола, Хухутана, Туккая. В 1931 г. в поселке Уэлен, расположенном на берегу Берингова пролива, организуется косторезная мастерская. С этого времени она становится центром чукотско-эскимосского искусства художественной обработки кости. Кстати, только в Уэлене знают секрет уникальной цветной гравировки по клыку моржа.
Работы чукотских граверов, как и резчиков, известны не только в нашей стране, но и за рубежом и пользуются заслуженным успехом.
Классическое наследие чукотской резной кости дополняет великолепная цветная гравировка по моржовому клыку с общей тематической направленностью охота на морского зверя, медведя, оленя. Среди них привлекает внимание документальное повествование об освоении Северного морского пути Папанинской экспедицией.
Кость — материал, известный людям с глубокой древности. Ученые-археологи, проводя раскопки на побережье Чукотского моря, обнаружили разнообразные изделия из клыка моржа, которые датируются первыми веками нашей эры. Это были бытовые предметы, необходимые в жизни эскимосов — охотников на морского зверя — наконечники гарпунов, ножи, скребки. На обском Севере археологи нашли изделия, выполненные из оленьего рога и костей крупных водоплавающих птиц изящные ложки, ручки ножей, завершающиеся изображением птиц, хищных зверей. Эти вещи также были выполнены в первых веках нашей эры, почти 2000 лет тому назад.
Моржовая кость, рог оленя, скелетная кость морских животных, зуб кашалота — эти материалы любимы чукотскими резчиками, дают им прекрасную возможность воссоздать образы близкой природы и родных людей, поведать большому миру о неповторимой красоте края, который так трудно увидеть воочию.
Гравированный клык «Собачьи упряжки». Фрагмент. 1910 г.
Моржовая кость, сажа лампы-жирника. Гравировка. Длина 60 ГМИНВ
Гравированный клык «Охота на медведя». 1910 г.
Моржовая кость, сажа лампы-жирника. Гравировка. Длина 61 ГМИНВ
Гравированный клык «Дух Келе ловит рыбу. Охота на китов». 1910 г.
Моржовая кость, сажа лампы-жирника. Гравировка. Длина 61 ГМИНВ
Гравированный клык «Медведи и моржи» (фрагмент)
Моржовая кость, сажа лампы-жирника. Гравировка. Длина 60 ГМИНВ
Гравированный клык «Охота на медведя». 1910 г.
Моржовая кость, сажа лампы-жирника. Гравировка. Длина 61 ГМИНВ
Гравированный клык «Дух Келе ловит рыбу. Охота на китов». 1910 г.
Моржовая кость, сажа лампы-жирника. Гравировка. Длина 61 ГМИНВ
Гравированный клык «Медведи и моржи» (фрагмент)
Гравированный клык «Охота на моржей». Фрагмент, 1920 г.
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Гравировка. Длина 50.
Еттуги Степан (1940 г.?), Российский музей этнографии, г. Санкт-Петербург.
Гравированный клык «Разделка кита». Фрагмент. 1920 г.
Гравированный клык «Разделка белого медведя. Возвращение с охоты». Фрагмент. 1920 г.
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Гравировка. Длина 50.
Еттуги Степан (1940 г.?), Российский музей этнографии, г. Санкт-Петербург.
Гравированный клык «Разделка кита». Фрагмент. 1920 г.
Гравированный клык «Разделка белого медведя. Возвращение с охоты». Фрагмент. 1920 г.
Скульптура «Нерпа». 1960 г.
Хухутан (1904 г. - 1969 г.), заслуженный художник РФ.
Моржовая кость. Резьба 7x2,5x2. Коллекция Ю. А. Широкова.
Скульптура «Нерпа». 1990 г.
Моржовая кость. Резьба 6x2,5x2. ГМИНВ
Эйнес Сергей Иванович (1951 г. - 1994 г.)
Скульптура «Бельки». 1970 г.
Моржовая кость. Резьба 10x8x3,5. ГМИНВ
Никитин Лев Николаевич (1940 г. - 1973 г.)
Гравированный клык «Жизнь береговых чукчей. Охота на моржей». 1940 г.
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Гравировка. Длина 49. ГМИНВ
Онно (1912 г. - 1953 г.)
Хухутан (1904 г. - 1969 г.), заслуженный художник РФ.
Моржовая кость. Резьба 7x2,5x2. Коллекция Ю. А. Широкова.
Скульптура «Нерпа». 1990 г.
Моржовая кость. Резьба 6x2,5x2. ГМИНВ
Эйнес Сергей Иванович (1951 г. - 1994 г.)
Скульптура «Бельки». 1970 г.
Моржовая кость. Резьба 10x8x3,5. ГМИНВ
Никитин Лев Николаевич (1940 г. - 1973 г.)
Гравированный клык «Жизнь береговых чукчей. Охота на моржей». 1940 г.
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Гравировка. Длина 49. ГМИНВ
Онно (1912 г. - 1953 г.)
Скульптура «Моржи». 1960 г.
Моржовая кость. Резьба 9x4x4,5. ГМИНВ
Килилой Николай (1934 г. - 1976 г.)
Скульптура «Медведица с медвежатами». 1960 г.
Вуквутагин (1898 г. - 1968 г.), заслуженный художник РФ
Моржовая кость. Резьба 12x10x4,5 Коллекция К. А. Широкова
Скульптура «Олень». 1940 г.
Моржовая кость. Резьба 13x10x4 ГМИНВ
Лягляг (1905 г.-195! г.)
Гравированный клык «Праздник кита». Фрагмент. 1956 г.
Моржовая кость, графит цветных карандашей Гравировка Длина 52 ГМИНВ
Эмкуль Вера (1919 г. - 1985 г.), заслуженный художник РФ, лауреат Государственный премии им. И. Е. Репина
Моржовая кость. Резьба 9x4x4,5. ГМИНВ
Килилой Николай (1934 г. - 1976 г.)
Скульптура «Медведица с медвежатами». 1960 г.
Вуквутагин (1898 г. - 1968 г.), заслуженный художник РФ
Моржовая кость. Резьба 12x10x4,5 Коллекция К. А. Широкова
Скульптура «Олень». 1940 г.
Моржовая кость. Резьба 13x10x4 ГМИНВ
Лягляг (1905 г.-195! г.)
Гравированный клык «Праздник кита». Фрагмент. 1956 г.
Моржовая кость, графит цветных карандашей Гравировка Длина 52 ГМИНВ
Эмкуль Вера (1919 г. - 1985 г.), заслуженный художник РФ, лауреат Государственный премии им. И. Е. Репина
Скульптурная группа «Забой моржей на лежбище». 1942 г.
Моржовая кость.
Аромке (1897 г. - 1945 г.)
Скульптура «Охота на нерпу у продушины». 1956 г.
Моржовая кость. Коллекция Ю. А. Широкова.
Туккай, Е. Янку.
Скульптура «Девушка у лампы-жирника». 1970 г.
Моржовая кость.
Тымнетагин Анатолий Яракович (1939 г. - 1977 г.)
Моржовая кость.
Аромке (1897 г. - 1945 г.)
Скульптура «Охота на нерпу у продушины». 1956 г.
Моржовая кость. Коллекция Ю. А. Широкова.
Туккай, Е. Янку.
Скульптура «Девушка у лампы-жирника». 1970 г.
Моржовая кость.
Тымнетагин Анатолий Яракович (1939 г. - 1977 г.)
Гравированный клык «Случай на охоте». 1987 г.
Емрыкаин Василий (1925 г. - 1989 г.), заслуженный художник РФ,
лауреат Государственной премии им. И. Е. Репина
Декоративный нож с ножнами
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Резьба, гравировка. Длина 28 ГМИНВ
Куннукай Василий (1922 г. - 1987 г.)
Емрыкаин Василий (1925 г. - 1989 г.), заслуженный художник РФ,
лауреат Государственной премии им. И. Е. Репина
Декоративный нож с ножнами
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Резьба, гравировка. Длина 28 ГМИНВ
Куннукай Василий (1922 г. - 1987 г.)
Тегрылькут Сергей Васильевич (род. 1957 г.)
Гравированный клык «Танцы журавлей» Фрагмент. 1987 г.
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Гравировка. Длина 45 ГМИНВ
Гравированный клык «Сказка про медведя и лису». 1986 г.
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Гравировка. Длина 30. Коллекция Ю. А. Широкова
Группа уэленских мастеров
Скульптура «Оленья упряжка». 1970 г.
Моржовая кость, китовый ус. Резьба 25x10x6,5 ГМИНВ
Гравированный клык «Танцы журавлей» Фрагмент. 1987 г.
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Гравировка. Длина 45 ГМИНВ
Гравированный клык «Сказка про медведя и лису». 1986 г.
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Гравировка. Длина 30. Коллекция Ю. А. Широкова
Группа уэленских мастеров
Скульптура «Оленья упряжка». 1970 г.
Моржовая кость, китовый ус. Резьба 25x10x6,5 ГМИНВ
Скульптурная группа «Сказка про девушек и ворона Курклыля». 1986 г.
Наус Владимир Иванович (1962 г. - 1986 г.)
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Резьба, гравировка 28x10x6 ГМИНВ
Скульптурная группа «Случайная встреча с медведем». 1970 г.
Тымнетагин Анатолий Яракович (1939 г. - 1977 г.)
Моржовая кость. Резьба 31x12x5,5. Коллекция Ю. А. Широкова
Наус Владимир Иванович (1962 г. - 1986 г.)
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Резьба, гравировка 28x10x6 ГМИНВ
Скульптурная группа «Случайная встреча с медведем». 1970 г.
Тымнетагин Анатолий Яракович (1939 г. - 1977 г.)
Моржовая кость. Резьба 31x12x5,5. Коллекция Ю. А. Широкова
Скульптура «Морж». 1960 г.
Моржовая кость. Резьба 6,5 х 4,5x3,5. ГМИНВ
Сейгутегин Иван (род. 1939 г.), заслуженный художник РФ, лауреат Государственный премии им. И. Е. Репина
Гравированные клыки «Сказка про песца и орла». «Сказка Муж-Солнце»
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Резьба, гравировка 28x10x6 ГМИНВ
Эмкуль Вера (1919 г. - 1985 г.), заслуженный художник РФ, лауреат Государственный премии им. И. Е. Репина
Моржовая кость. Резьба 6,5 х 4,5x3,5. ГМИНВ
Сейгутегин Иван (род. 1939 г.), заслуженный художник РФ, лауреат Государственный премии им. И. Е. Репина
Гравированные клыки «Сказка про песца и орла». «Сказка Муж-Солнце»
Моржовая кость, графит цветных карандашей. Резьба, гравировка 28x10x6 ГМИНВ
Эмкуль Вера (1919 г. - 1985 г.), заслуженный художник РФ, лауреат Государственный премии им. И. Е. Репина
Текст
Фото